fbpx
Verbum
  • Головна
  • Матеріали
  • Проєкт
No Result
View All Result
Verbum
No Result
View All Result
Home № 6: Як виховувати по-християнськи?
Home № 6: Як виховувати по-християнськи?

Может ли католик не отправлять детей в школу?

by Павло Парфентьєв
21 Листопада 2018
in № 6: Як виховувати по-християнськи?
Share on FacebookShare on Twitter

Все больше родителей в разных странах мира решают, что их дети не должны ходить в школу. Они дают им образование сами, в семье. Среди семей, принявших такое решение, есть и католики. При этом в католической среде (как и в обществе в целом) приходится нередко сталкиваться с противоречивыми мнениями и оценками в отношении подобной практики.

Может ли католик не отправлять детей в школу?

Фото: Marcin Bajer

О том, что такое семейное образование и каковы его преимущества в обучении детей, о том, каковы его академические и социальные результаты, о его законности написано уже немало.

Сейчас же я предлагаю обратить внимание на куда более важный для нас вопрос: как оценивать семейное образование в свете нашей веры? Как католику стоит относиться к подобному выбору родителей, а католической семье к его возможности для себя?

Священное Писание уделяет большое внимание образованию и воспитанию детей. Кого же оно упоминает раз за разом в качестве их наставников? Их родителей – отца и мать (Сир. 30, 2-3; Притч. 1, 8). Нигде в Писании не говорится о том, что детей обязательно нужно отдавать в школу или что государству принадлежит право определять их образование. Слово Божие вполне ясно учит нас, что ведущая роль и основная власть не только в воспитании, но и в образовании детей принадлежит именно их родителям.

Этот принцип Божественного Откровения вполне последовательно раскрывается в католическом учении. Церковь всегда недвусмысленно свидетельствовала, что именно родители непосредственно от Бога получают право обучать своих детей и принимать все необходимые для этого решения.

К примеру, в энциклике Divini Illius Magistri Папа Пий XI учит: «Ибо Бог непосредственно сообщает семье, в естественном порядке, плодовитость, являющуюся началом жизни, а значит и начало образования для жизни, вместе с властью, началом порядка» (п. 30) [1].

Слово Божие вполне ясно учит нас, что ведущая роль и основная власть не только в воспитании, но и в образовании детей принадлежит именно их родителям.

Объясняя этот принцип, Папа ссылается на св. Фому Аквинского, который учит: «Отец по плоти отчасти причастен свойству быть первоначалом, которое всеобщим образом обретается в Боге… Отец есть начало рождения, воспитания и обучения, и всего того, что относится к совершенству человеческой жизни» (ST II-II, Q. 23, Art. 1.). В другом месте св. Фома поясняет: «Итак, было бы противно естественной справедливости, если ребенок, пока не научится пользоваться разумом, был бы изъят из попечения родителей, или какие-либо решения в его отношении принимались бы вопреки их воле» (ST II-II, Q. 10, Art. 12).

В той же энциклике Папа Пий XI далее разъясняет: «Суждение всего рода человеческого в этом вопросе столь единогласно, что в открытом противоречии с ним оказались бы все осмеливающиеся утверждать, будто дети принадлежат государству прежде, чем семье, и что право государства в отношении их образования абсолютно. Ничего не стоит приводимый ими довод, а именно что человек рождается гражданином и потому в первую очередь принадлежит государству; они не учитывают, что прежде, чем стать гражданином, человек должен [начать] жить; жизнь же он получает не от государства, а от родителей…» (там же, п. 35).

Итак, именно родителям принадлежит право давать своим детям образование и принимать все необходимые для этого решения. Государство не вправе отнимать у родителей это право и эту свободу.

Итак, право воспитывать и обучать детей, а также принимать решения, связанные с этим, напрямую дано Богом именно их родителям. Они, в свою очередь, могут свободно доверить кому-либо, в том числе школе, заняться от их имени частью этой задачи – или решать ее полностью самостоятельно. Документы Учительства поясняют, что эта родительская власть, разумеется, не может считаться деспотической и абсолютной. Родители призваны пользоваться ею в согласии с Божественным и естественным законом – то есть в согласии с теми целями, ради которых эта власть существует: направить ребенка к спасению души и подготовить его к жизни в обществе, обеспечив религиозное, нравственное, гражданское, интеллектуальное и физическое формирование.

Это учение Католической Церкви полностью разделяется и современными документами Учительства. Так, в декларации о христианском воспитании II Ватиканский собор провозглашает: «Поскольку жизнь детям дали родители, на них возлагается важнейшая обязанность: обеспечить образование своего потомства; потому их следует признавать первостепенными и главными учителями» (п. 3) [2]. В Апостольском обращении Familiaris Consortio Папа Иоанн Павел II поясняет: «Право и обязанность супругов давать образование определяется как сущностное (essentiale), поскольку оно связано с передачей человеческой жизни; оно является врожденным и первенствует перед образовательной ролью всех прочих в силу уникальности уз любви между родителями и детьми; оно незаменимо и неотчуждаемо, а значит не может быть ни полностью делегировано кому-либо, ни кем-либо узурпироваться» (п. 36).

Итак, именно родителям принадлежит право давать своим детям образование и принимать все необходимые для этого решения [3]. Государство не вправе отнимать у родителей это право и эту свободу. Оно может лишь устанавливать в этой сфере некоторые справедливые ограничения, которые, не затрагивая сами права родителей и не ограничивая их по существу, необходимы для достижения общего блага.

Дети, получившие семейное образование, в целом более склонны сохранять вероисповедание и ценности своих родителей.

Именно поэтому Католическая Церковь всегда последовательно отстаивала право родителей свободно выбирать для своих детей школы по своему усмотрению, в том числе негосударственные. Эта свобода включает и право выбора семейного образования, что ясно дал понять постоянный представитель Святого Престола в ООН, отстаивая права родителей [4].

Не противоречит ли выбор семейного образования настоятельным рекомендациям ряда церковных документов и канонических норм о желательности выбора для ребенка католической школы (в старом, утратившем силу, Кодексе канонического права 1917 года речь шла не о желательности, а об обязательности такого выбора, если он был возможен)? Внимательный анализ норм и документов приводит нас к выводу об отсутствии такого противоречия. Это неудивительно, ведь они отражают единственное намерение Церкви – гарантировать соответствие образования ребенка католической вере. Семейное образование, даваемое сознательными и благочестивыми католическими родителями, в этом плане, ничем не отличается в худшую сторону от образования в хорошей католической школе.

Эта опция становится особенно актуальной в наше время, когда в одних местах католические школы недоступны, а в других, увы, нередко совершенно не соответствуют своему названию, а получаемое в них образование оказывается далеким от соответствия ясной и аутентичной вере Церкви. Для многих семей актуальным стал даже вопрос о праве родителей самостоятельно дать своим детям катехетическую подготовку, не прибегая к помощи приходских воскресных школ, научить их основам вероучения при приготовлении к принятию таинств.

Семейное образование – не только самая быстрорастущая форма образования в современном мире, но и прекрасная возможность наилучшим образом ввести детей как в земную жизнь, так и в сверхъестественную жизнь в благодати Божьей.

Официально отвечая на соответствующий запрос, кард. Эдуард Ганьон от имени возглавлявшегося им Папского совета по делам семьи, в свое время писал: «Роль настоятеля … состоит в том, чтобы осуществлять служение содействия, обеспечивая родителей средствами для образования их детей. Родители, однако, не обязаны принимать эту помощь, если они предпочитают исключительно сами осуществлять свою обязанность и право обучать своих детей (это естественное право, и оно не изменяется правом Церкви…)» [5].

Иными словами, Церковь учит о праве родителей свободно выбирать такие способы и средства образования своих детей, которые позволяют хорошо подготовить их к будущей жизни, но главное – наилучшим образом передать им католическую веру во всей ее целостности.

И опыт многих католических семей показывает, что семейное образование – прекрасный путь к достижению этой центральной цели образования. Не только здравый смысл, но и исследования говорят: дети, получившие семейное образование, в целом более склонны сохранять вероисповедание и ценности своих родителей [6].

И еще один интересный факт: осуществленное в 2017 году по поручению Конференции католических епископов США исследование кандидатов на священническое рукоположение показало: среди кандидатов в диоцезальные священники 10% составили молодые люди, получившие семейное образование (что существенно больше доли таких людей в населении в целом) [7]. В 2012 году кардинал Эдвин О’Брайан, возглавлявший тогда Балтиморский архидиоцез в США, сказал: «Никто не питает призвания лучше, чем те, кто занимается семейным образованием… Я снова и снова убеждался в этом в разных местах страны. Именно в семейном образовании у вас есть все возможности передать те ценности, которые по-настоящему значимы: уважение друг к другу, уважение к Церкви и таинствам, способность приносить жертвы ради других и видеть, как мы можем послужить наилучшим образом» [8].

Иными словами, сознательный выбор семейного образования не только позволяет дать детям качественное образование, академические и социальные результаты которого обычно оказываются существенно лучше, чем у школьников – но и передать им веру, надежнее указать путь к Богу. Не случайно некоторые вдумчивые авторы сегодня считают, что семейное образование в католической среде – это прямой путь к возрождению католической культуры и подлинно католического образования, да и церковной жизни в целом.

Семейное образование – не только самая быстрорастущая форма образования в современном мире, но и прекрасная возможность наилучшим образом ввести детей как в земную жизнь, так и в сверхъестественную жизнь в благодати Божьей. Родители, сознательно избирающие этот путь, мужественно принимают всю полноту Божьего дара – ответственности и права обучать своих детей. И нам всем стоит уважать их труд, созидающий граждан и дольнего, и небесного Отечества, независимо от того, какой выбор в обучении своих детей сделали или сделаем мы сами.

[1] Если иное не указано, цитаты даны в моем переводе.

[2] В русском переводе, опубликованном издательством «Paoline», латинское слово «educatio» переведено как «воспитание», что не вполне передает его значение для обсуждаемого нами вопроса, поэтому я позволил себе привести здесь этот перевод в более точном варианте. Ориг. – «Parentes, cum vitam filiis contulerint, prolem educandi gravissima obligatione tenentur et ideo primi et praecipui eorum educatores agnoscendi sunt».

[3] На светском уровне право на семейное образование следует из признанных норм международного права. См., к примеру, об этом Берлинскую декларацию о праве на семейное образование: http://www.familypolicy.ru/rep/Berlin_Declaration_ru.pdf

[4] https://holyseemission.org/contents//statements/55e34d3655b117.95953634.php

[5] См. полный текст письма кард. Ганьона на сайте известного специалиста по каноническому праву из США доктора Эдварда Питерса: http://www.canonlaw.info/a_childrensacraments.htm, мой неофициальный перевод: https://kassidi.livejournal.com/112858.html

[6] См. сводку результатов исследований на сайте Национального института по исследованию домашнего образования (NHERI): https://www.nheri.org/research-facts-on-homeschooling/

[7] http://www.usccb.org/beliefs-and-teachings/vocations/ordination-class/upload/ordination-class-2017-cara-report.pdf (с. 24).

[8] https://www.archbalt.org/archbishop-obrien-praises-home-school-families-stresses-parents-role-in-teaching-the-faith/

Завантажити PDF
Павло Парфентьєв

Павло Парфентьєв

Історик Католицької Церкви, правознавець, публіцист. Автор статей і монографій з історії Католицької Церкви та питань канонічного права. Громадський експерт у сфері фамілістичних аспектів законодавства та сімейної політики. Член Оргкомітету Всесвітньої Конференції з домашньої освіти (GHEC) у 2012 та 2014 роках. З 2013 року - Радник Світового Конгресу Сімей з міжнародного права, прав людини, цивільного та сімейного права.

Схожі статті

21 Листопада 2018
№ 6: Як виховувати по-християнськи?
Літургія як школа молитви

Літургія як школа молитви

Якщо розважати над молитвою як практичним умінням, тобто майстерністю, то можна завважити, що молитва має за основні прояви, якими є...

by Яцек Воронецький
21 Листопада 2018
21 Листопада 2018
№ 6: Як виховувати по-християнськи?
Вихованню необхідна якість: розмова з отцем Анджеєм Августинським СМ

Вихованню необхідна якість:
розмова з отцем Анджеєм Августинським СМ

– Отче, коли та як народилася ідея «Сучасного дитячого будинку»? Чи є в Польщі або за кордоном схожі осередки? Ми...

by Вікторія Семенова
21 Листопада 2018
21 Листопада 2018
№ 6: Як виховувати по-християнськи?
Католицьке виховання: едукація чи інтрузія?

Католицьке виховання: едукація чи інтрузія?

Отже, віддаю слово міс Броді. «Слово “виховання” – це латинське “educatio”, яке походить від кореневого голосного “e” зі слова “ex”, тобто...

by Олексій Браславець
21 Листопада 2018
21 Листопада 2018
№ 6: Як виховувати по-християнськи?
Тема номера: Як виховувати по-християнськи?

Тема номера:
Як виховувати по-християнськи?

Павло Парфентьєв пише про те, хто, згідно з ученням Церкви, насамперед несе відповідальність за виховання й освіту дітей. Це право...

by Редакція Verbum
21 Листопада 2018

Verbum

  • Головна
  • Матеріали
  • Проєкт
ПІДПИСАТИСЯ

INFO@VERBUM.COM.UA
KYIV, UKRAINE


No Result
View All Result
  • Головна
  • Матеріали
  • Проєкт

INFO@VERBUM.COM.UA
KYIV, UKRAINE