fbpx
Verbum
  • Головна
  • Матеріали
  • Проєкт
No Result
View All Result
Verbum
No Result
View All Result
Home № 14: Вигадані світи
Home № 14: Вигадані світи

Мир Дж. Р. Р. Толкина: «естественное богословие» творения

by Павло Парфентьєв
16 Січня 2019
in № 14: Вигадані світи
Share on FacebookShare on Twitter

Я благодарен за предложение разместить на этих страницах фрагмент моей книги «Эхо благой вести», целиком посвященной христианским мотивам в творчестве английского писателя Дж. Р. Р. Толкина. С момента ее выхода в свет прошло уже 15 лет. Если бы я работал над ней сейчас, то многое сказал бы уже несколько иначе и по-другому. Но общая мысль и вывод этой книги и сегодня остались бы теми же: я по-прежнему считаю Толкина одним из наиболее христианских и католических авторов XX столетия, а его творения – глубоко пропитанными теми верой и благодатью, источник которых – Благая Весть о нашем спасении.

Мир Дж. Р. Р. Толкина: «естественное богословие» творения

Фото: Chris Coope

Читая книги Толкина, важно помнить о том, что их автор не считал описанный им мир – другим или «параллельным» миром. Нет, речь идет не о «воображаемом мире», а о «воображаемом» далеком, древнем, дохристианском прошлом нашего собственного мира. При этом стоит помнить и о том, что это литературное произведение, художественный текст, а не философский или богословский трактат. Книги Толкина – это взгляд их автора на то, какой могла бы быть эта далекая древность, преломленная в памяти и легендах её обитателей. Понимание этого делает бессмысленными попытки «богословской критики» произведений Толкина путем их сличения с безусловными истинами, данными нам в Откровении и учении Церкви.

Но, когда это понято, мы обнаруживаем удивительную вещь. На глубоком, творческом, интуитивном уровне тексты Толкина улавливают и отражают в себе очень многие истины нашей веры. Причем делают это с такой чистотой и ясностью, с какой был бы способен это сделать далеко не всякий современный теолог.

Собственно, об этом – вся моя книга, фрагмент которой Вы сможете прочесть ниже. Я знаю, что многим любителям творчества Толкина ее чтение помогло прийти ко Христу и к Церкви. Думаю, в этом не моя заслуга – я лишь обратил внимание своих читателей на то, что и без меня привлекало их в книгах любимого автора – на отзвук Благой Вести, который наполняет их страницы.

Был Эру Единый, что в Арде зовется Илуватар.

Именно с этих слов начинается «Сильмариллион» — и именно с этих слов начинается в Толкиновском легендариуме миф о сотворении Мира.

Толкин справедливо называет описанные им события принадлежащими «миру естественной теологии». Он вполне прав и тогда, когда (имея в виду всю свою историю) утверждает в письме к Роне Бир (1958 г.): «Теологически (если этот термин не слишком возвышен) я изобразил картину такой, чтобы она как можно меньше противоречила тому, что, как некоторые (включая меня самого) верят, является истиной». Уверенность в существовании единого и благого Бога лежит в основании всей описанной Толкином истории. Причем если во «Властелине Колец» (написанном, более или менее, с точки зрения хоббитов), почти невозможно заметить Его прямого присутствия, то в «эльфийском» легендариуме «Сильмариллиона» оно вполне очевидно.

***

Говоря о «естественной теологии» толкиновской истории, стоит отметить, что она остается «естественной» по содержанию: практически все, что известно героям этой истории о Едином Боге, о Его существовании, о сотворении Им мира, в том числе и невоплощенных духовных созданий — остается в рамках того набора истин, которые, по убеждению христианского богословия, доступны даже вне Откровения. Однако, по своему происхождению «теология» толкиновской истории не вполне «естественна». Истинные знания о Боге и о мире ее герои получают благодаря сотворенным духам — Валар, которые были с Богом при сотворении материального мира. Эльфы, общаясь с Валар, получают от них некоторые знания (на основе которых строится затем и их собственное осмысление мира), от Эльфов эти знания получают «праведные» люди Нуменора, отвратившиеся от зла; другие народы принимают эти знания, большей частью благодаря общению с ними (или непосредственно с Эльфами). Видимо, именно благодаря такому «происхождению» эти знания так чисты и далеки от всякого «искушения идолопоклонства».

На глубоком, творческом, интуитивном уровне тексты Толкина улавливают и отражают в себе очень многие истины нашей веры. Причем делают это с такой чистотой и ясностью, с какой был бы способен это сделать далеко не всякий современный теолог.

В «естественном богословии» мира Толкина мы имеем дело с Богом христианской веры. Это неизбежно, поскольку Толкин помещает свою историю в прошлом нашего мира и поскольку он стремится, чтобы в главном она не противоречила тому, в истинность чего он верит. Это также неизбежно и в связи с тем, что сам Толкин в эссе «О волшебных историях» описывает следующим образом:

Возможно, каждый писатель, творящий Фантазию, созидающий Вторичный Мир, мечтает быть настоящим творцом, надеется, что все, им написанное, реалистично, что бытие его Вторичного Мира (если не все детали его) берет исток свой в Реальности — или впадает в Реальность. И если творению мастера действительно присуща «внутренняя согласованность реальности» (воспользуюсь еще раз этим определением), то трудно представить, что это могло бы случиться, если бы произведение его не соотносилось с реальностью вовсе.

Естественно, что в своей истории Толкин придает большое значение многим истинам, которые считает фундаментальными для правильного понимания того мира, в котором мы живем. Одна из этих истин, изображенная им в своем легендариуме в образах, которые, как мы увидим, глубоко созвучны христианской традиции — это истина о сотворении мира и о взаимоотношениях Творца и Его творения. Сила и красота толкиновского «креационного мифа» — не случайность. Среди главных предметов его «богословских» и философских размышлений особое место занимает вопрос о творчестве, способность к которому для Толкина, христианина, как мы уже показывали — это особый аспект образа Божьего в человеке. Поэтому, не удивительно, что и тема Творения оказывается одной из главных тем его легендариума.

В статье «Дж. Р. Р. Толкин и искусство притчи» о. Роберт Муррей SJ передает свое впечатление от толкиновского «креационного мифа». При этом о. Муррей позволяет нам понять, что тема творения в творчестве Толкина, как и многие другие, берет начало в его размышлениях о мире, в котором мы живем, — размышлениях, имеющих ярко выраженный философско-богословский характер:

Недостаток времени не позволяет мне подробно остановиться на примерах собственного «малого творчества» («вторичного творчества», sub-creation) Толкина, которое вполне может рассматриваться в сравнении с библейскими историями (хотя сам Толкин смутился бы, услышав подобное предположение). Библия содержит следы различных поэтических креационных мифов помимо того, что изложен в книге «Бытия»; особенно явственно следы эти читаются в книге Иова и в псалмах. Однако со времени создания священных книг человечества ни в одной литературе, наверное, не удастся отыскать креационного мифа, который сравнился бы по красоте и силе воображения с тем мифом, которым открывается «Сильмариллион». В этом мифе Толкин спроецировал свою идею «малого (вторичного) творения» на Начало всех вещей и переложил миф о Сотворении Мира на новый лад, осмыслив Творение как Музыку. Илуватар Единый — прежде Мира создал Айнур, «Святых, бывших порождениями мысли Его…» и предложил каждому из них музыкальную тему, чтобы те создали музыку. Наконец, Он объявил паузу и открыл им, что эта музыка как в красоте своей, так и возникающим в ней диссонансом, задает архетипы и «сценарий развития» для всего мира и мировой истории. («Сильмариллион». Ср в «Письмах», с. 195: «Так, в этом мифе я «допускаю» (что вполне законно вне зависимости от того, соответствует эта история реальным событиям или нет), что Он дал некоторым из Его наивысших созданий особую способность к «малому творению», а это подразумевает гарантию того, что задуманное и созданное ими получит от Бога реальность, которая присуща Большому Творению». Однажды Толкин сказал мне, что ему хотелось бы верить в то, что Бог дал ангелам в какой–то мере участвовать в Творении. В то время я, не видев еще «Сильмариллиона», решил, что это просто богословское рассуждение).

Для нас особый интерес представляет целый ряд вопросов, связанных с «мифом о Творении», созданным Толкином. Прежде всего, стоит коснуться его связи с христианским вероучением — и созвучия христианской традиции. Делая это, хочется еще раз напомнить, что тексты Толкина — художественное произведение, а не богословский трактат. Методологически невозможно прилагать к отражению в нем «богословских воззрений» те же критерии, которые мы прилагали бы к оценке теологической монографии. Более того, история о творении, представленная в «Сильмариллионе» — это, в рамках толкиновской истории, изложение эльфийских легенд, прошедших через людские руки. Эти легенды не претендуют — даже в рамках самой этой истории — на абсолютную точность и «непогрешимость». Сам Толкин пишет об этом в одном из эссе, опубликованных его сыном Кристофером в 10 томе «Истории Средиземья» под заглавием «Преображенные мифы»:

Для меня теперь ясно, что на самом деле Мифология в действительности в любом случае должна быть «человеческим» делом. (Люди в действительности интересуются лишь людьми, а также Людскими идеями и представлениями). Высокие Эльдар, живущие вблизи демиургических существ (Banар — П.П.) и обучаемые ими, должны были знать, или по крайней мере их писатели и хранители предания должны были знать, «истину» (в соответствии со своей мерой понимания). То, что мы имеем в «Сильмариллионе» и т. п. — это традиции (особым образом персонализованные и ставящие в центр деятелей, подобных Фэанору), передававшиеся людьми в Нуменоре и потом в Средиземье (в Арноре и Гондоре), но уже с давних времен — начиная с первых союзов Дунэдайн и Друзей Эльфов с Эльдар Бэлерианда — смешанные и перепутанные с их собственными Людскими мифами и космологическими идеями.

Тем не менее, при всех этих оговорках, «креационный миф» Толкина при ближайшем рассмотрении оказывается намного более христианским, чем кажется некоторым читателям при поверхностном взгляде.
Одно из главных возражений, которое иногда приходится слышать, говоря на эту тему, от некоторых критиков Толкина, сомневающихся в совместимости его творческой мысли с христианством, — это возражение, касающееся разницы «сюжетов» библейского описания сотворения мира в начале книги Бытия и описания сотворения мира в «Айнулиндалэ». Действительно, в библейском повествовании мир последовательно творится за шесть дней — в то время как в «Айнулиндалэ» мы видим, лишь два основных «этапа» творения: дарование бытия сотворенным духам (Айнур, ангелам) и дарование бытия материальному миру (Эа).

При всех этих оговорках, «креационный миф» Толкина при ближайшем рассмотрении оказывается намного более христианским, чем кажется некоторым читателям при поверхностном взгляде.

Эта разница «формы», в самом деле, бросается в глаза. Однако стоит сразу же заметить, что если мы обратим внимание на содержание толкиновской истории творения, то увидим в ней все характерные признаки иудеохристианского представления о творении, которые можно вкратце охарактеризовать следующим образом:

Единый Бог, пребывающий в вечности, вне времени, создает сотворенный мир из ничего Своим Словом. Этот «акт творения» — сообщение бытия чему–то, прежде не бывшему — свойственен лишь Богу. Толкин везде очень последовательно (увы, в отличие от некоторых своих переводчиков) употребляет термин «творить» (точнее «сотворять») — to create — лишь применительно к Единому Богу — Эру. Этот термин никогда не используется в отношении, к примеру, сотворенных духов, которые, сами будучи «сотворенными», не способны «творить» в том же смысле, что и Эру, то есть давая бытие прежде не существовавшему. Созданное Богом творение включает и сотворенных духов — Айнур, ангелов, — и «материальный мир» (Эа). В рамках Эа создаются воплощенные разумные создания. Они созданы Эру совершенно особым образом, «прямым вмешательством», выделяющим их из всего прочего творения (поэтому они называются Eruhini — дети Эру). Здесь стоит упомянуть, что и в библейской истории творения человек создается особым образом (только человек получает непосредственно от Бога особое «дыхание жизни» — Быт. 2, 7). Наконец, Эру, сотворив мир, совершенно отличен от сотворенного Им (В комментарии к «Атрабет» Толкин суммирует эльфийские воззрения, упоминая, что Эру сотворил Мир, но Он не есть мир).

Эти особенности библейского «мифа», присутствующие в «креационном мифе» Толкина, ясно отличают его от любого языческого предания и подчеркивают его созвучие с иудеохристианской традицией. О. Александр Мень, анализируя ветхозаветные тексты о сотворении мира, совершенно справедливо отмечает их разительное отличие в этом отношении от языческих «креационных» сказаний, которые могут быть сведены к трем основным типам:

а) У мира не было начала. Исконная необъятная бездна океана, будучи божественной по природе, родила из себя всех богов и все, что наполняет небо и землю.

б) Хаотическая бездна бога–океана (или богини) была побеждена молодыми богами, ею же порожденными. Именно они внесли порядок в хаос, образовали и населили землю, создали людей как своих слуг, обреченных работать на них.

в) Изначально было два божества — света и тьмы. Воюя между собой, они создают тот облик мира, какой он имеет сейчас.

Можно увидеть, насколько резко отличается от этих языческих концепций «креационный миф» Айнулиндалэ. Ему чужды пантеизм (представление о нераздельности Бога и природы, растворении Бога в творении), многобожие, дуализм (представление об извечной борьбе двух равных и независимых — или взаимозависимых — начал добра и зла), представление о «цикличности» мироздания (повторении истории мира). В толкиновской истории мы встречаем единого Бога христианской веры, Творца и Промыслителя.

С книгой «Эхо Благой Вести: Христианские мотивы в творчестве Дж. Р. Р. Толкина» Вы можете ознакомиться по ссылке.

Завантажити PDF
Павло Парфентьєв

Павло Парфентьєв

Історик Католицької Церкви, правознавець, публіцист. Автор статей і монографій з історії Католицької Церкви та питань канонічного права. Громадський експерт у сфері фамілістичних аспектів законодавства та сімейної політики. Член Оргкомітету Всесвітньої Конференції з домашньої освіти (GHEC) у 2012 та 2014 роках. З 2013 року - Радник Світового Конгресу Сімей з міжнародного права, прав людини, цивільного та сімейного права.

Схожі статті

16 Січня 2019
№ 14: Вигадані світи
Переписка К. С. Льюиса и Джованни Калабриа

Переписка К. С. Льюиса и Джованни Калабриа

Если автор «Хроник Нарнии» и известнейших христианский апологет XX века едва ли нуждается в представлении, его корреспондент известен не так...

by Миколай Еппле
16 Січня 2019
16 Січня 2019
№ 14: Вигадані світи
Таке «неміське» міське фентезі

Таке «неміське» міське фентезі

Щось нове чи щось старе? Крізь фольклор і готику до міських героїв Літературознавець Михайло Назаренко розглядає фентезі саме як історичний...

by Альона Сіліна
16 Січня 2019
16 Січня 2019
№ 14: Вигадані світи
Свіжим поглядом на реальність: шість причин, чому нам цікаві уявні світи

Свіжим поглядом на реальність: шість причин, чому нам цікаві уявні світи

Подивитися на суспільство з іншого ракурсу Правила оповідання історій довго передбачали, що мова піде про щось, що є на Землі....

by Олег Сілін
16 Січня 2019
16 Січня 2019
№ 14: Вигадані світи
«Космічна трилогія»: алегорична апологетика К. С. Льюїса

«Космічна трилогія»:
алегорична апологетика
К. С. Льюїса

Ми знаємо Льюїса і як християнського мислителя за його творами з етики й релігійної філософії, і як автора фантастичних оповідань....

by Юлія Карпицька
16 Січня 2019
16 Січня 2019
№ 14: Вигадані світи
Тема номера: Вигадані світи

Тема номера:
Вигадані світи

На початку пропонуємо два класичні приклади вдалого поєднання фантастики і християнства. Юлія Карпицька аналізує апологетичні мотиви «Космічної трилогії» К. С. Льюїса. Ці...

by Редакція Verbum
16 Січня 2019

Verbum

  • Головна
  • Матеріали
  • Проєкт
ПІДПИСАТИСЯ

INFO@VERBUM.COM.UA
KYIV, UKRAINE


No Result
View All Result
  • Головна
  • Матеріали
  • Проєкт

INFO@VERBUM.COM.UA
KYIV, UKRAINE